Российское общество "Локомотив"
27.05.2013

Главная arrow Спорт высших достижений arrow Бобслей arrow Бобы готовят жарким летом
Бобы готовят жарким летом Версия для печати Отправить на e-mail
"Гудок", Роман Вишнев, Андрей Мельников   
02.09.2011
12000.jpgОни – звёзды мирового бобслея. Представители ЦСК «Локомотив» Дмитрий Труненков и Николай Хренков, а также кандидат на вступление в клуб Филипп Егоров – разгоняющие экипажа-«четвёрки», где пилотом является чемпион мира, призёр Олимпийский игр Александр Зубков.




Сейчас бобслеисты, которые выигрывали медали чемпионатов мира и Европы, не раз побеждали на этапах Кубка мира, готовятся к новому сезону. Но они всё же выбрали время для того, чтобы посетить редакцию «Гудка», пообщаться с коллективом издания и ответить на вопросы журналистов.


Герои пословиц

- Для вас, представителей зимнего вида спорта, лето - непростая пора. Постоянные тренировки, сборы... Тяжко приходится?

Дмитрий Труненков: - Нет. Летом вообще легко работать. Большинство спортсменов любят именно летний бобслей. За то, что не нужно таскать бобы, не нужно проводить много времени в гараже, настраивая машину. Летом у нас получается такая... приятная подготовка. В основном это работа со штангой, на тренажёрах, бег... Да, порой приходится выполнять работу скрипя зубами, но всё же это здорово. Поговорка «Готовь сани летом» целиком и полностью относится к нам. Как мы проведём работу летом, какую базу заложим, так будем выступать зимой.
Филипп Егоров: - Я бы немного уточнил. Сани мы готовим зимой, а летом готовим себя. Бобслей - это вообще союз между железом и человеческим телом (смеётся).

- То, что вы довольно долго не работаете с бобами, сказывается как-то на вашей форме? Долго ли приходится заново привыкать к машинам?
Ф.Е. - До первого падения (смеётся).
Д.Т. - Первый месяц тяжеловато. Непривычно носить боб. Но потом постепенно привыкаешь и неудобства уже не чувствуешь. Ведь своя ноша - не в тягость (улыбается).
Николай Хренков: - Летом мы отвыкаем. Но сейчас нам делают сборы в подмосковном Парамонове, где есть ледовая эстакада. И условия, похожие на зимние. Это важно для того, чтобы зимой мы вышли на лёд и чувствовали себя уверенно.
Ф.Е. - Я бы это сравнил с вождением автомобиля. Если ты не водишь месяца два-три, естественно, навык теряется. И нужно несколько дней, чтобы вновь уверенно чувствовать себя за рулём. Так и в бобслее.
Д.Т. - Кстати, эстакада появилась в Парамонове только в этом году. Но мы её уже протестировали.
Ф.Е. - Раньше, чтобы поработать на ледовой эстакаде, мы выезжали за рубеж - в Германию, Латвию.

Бег не на равных

- Вы все пришли в бобслей из лёгкой атлетики...
Д.Т. - Это действительно так. Мы с Филиппом в прошлом - спринтеры...
Н.Х. - А я - десятиборец.
Ф.Е. - Бобслеем можно заниматься только по достижении 18-летнего возраста. Тогда ты являешься человеком уже самостоятельным, сам принимаешь решение. Кто-то попробовал, получилось, пошёл дальше.
Н.Х. - Нет у нас таких спортсменов, которые начинали карьеру именно с бобслея. Разве только у немцев, и начинают они с саней.

- Вы, бывшие легкоатлеты, никогда наперегонки не бегали?
Д.Т. - Мы не можем, нам нельзя впереди боба бежать (смеётся).

- Кстати, о бобе. Насколько удачное выступление зависит от качества снаряда?

Ф.Е. - Я в сборной уже больше десяти лет, кое-что видел, кое-что знаю... На мой субъективный взгляд, 50 на 50. Это если брать в расчёт человеческий фактор и техническую сторону. И нельзя говорить, что доминирующим фактором в плане достижения успеха является техника. Вы видели изнутри боб? Четыре болта и две железки. Конструкция абсолютно архаична! Причём у нас очень жёсткие технические рамки. Возможности для манипуляций практически нет. Иной раз бывает - гайку не докрутил, и боб просто не едет. А причину никто не знает, потому что на сегодняшний день в России техническая база, посвящённая бобслею, отсутствует полностью. У немцев - целые научные институты работают на бобслей. В других странах бобслеем занимаются отдельные частные фирмы или лица, а у немцев - институт.

- А в России нет ничего?

Ф.Е. - Может быть, когда-то было. Сейчас же нет. Смотрите, у немцев дети занимаются бобслеем в школе с младшего возраста. У них есть урок физкультуры, который посвящён бобслею или саням и проходит на трассе. Мы видели своими глазами: детки маленькие катаются. Сначала, конечно, скелетон, сани. Не обязательно ехать всю трассу - два-три виража, и уже чувство страха у них уходит. На уровне государства идёт целенаправленная селекция с детского возраста.


Боб на автобусе

- В России бобслей год от года набирает популярность. Вы это чувствуете? Внимания к вам стало больше?

Ф.Е. - Конечно, есть. Я пришёл в бобслей в 2000 году, и, когда мы отправлялись на сборы или выезжали на кубки мира, брали с собой тушёнку и макароны. Ехали на этапы на автобусе с прицепом, в котором было всё - и бобы в том числе. И перегруженный автобус в горку приходилось буквально толкать руками. Прошло всего десять лет, и мы сделали колоссальный шаг вперёд. Но останавливаться нельзя, нужно всё время двигаться вперёд. Иначе конкуренцию, которая в мировом бобслее очень и очень серьёзная, нам не выдержать.

- Сколько стоит боб?
Д.Т. - Конкурентоспособная «четвёрка» тянет на сто тысяч евро. Двойка - под восемьдесят тысяч. При этом всё покупается за границей - у немцев, у австрийцев.


Страх долой

- На соревнованиях по бобслею было множество трагедий. Когда вы садитесь в боб, боитесь?
Д.Т. - Страха нет. В первый раз, конечно, был. Когда ты садишься в боб и не знаешь, что тебя ждёт.
Н.Х. - Есть какое-то волнение, переживание. Но это предстартовый мандраж, как и в любом другом виде спорта. Но как таковой боязни нет.
Д.Т. - Когда мы только пришли в сборную, старшие товарищи, конечно, очень много нас пугали, придумывали разные случаи (смеётся). Что, мол, у кого-то головы отлетали...
Ф.Е. - Ну про головы-то реально. Был случай, когда американцам на финише чуть головы не оторвало. Но это случай, конечно, уникальный.

- Какие нагрузки вы испытываете во время заезда?

Д.Т. - Они сравнимы с нагрузками в «Формуле-1». Я бы даже сказал, что моментами у нас - сильнее. Но только у нас нагрузки кратковременные, а в «Формуле-1» - длительные.

- Скорости у вас тоже, как в «Формуле-1»?

Д.Т. - Поменьше. От 120 до 150 км/ч.

- У вас никогда не возникало ощущения, что вы едете на поезде?
Н.Х. - Постоянно возникает ощущение, что едем на поезде вчетвером. Только дорога неровная (смех в зале). Как будто едешь в общем вагоне.

- Вы несётесь на железной открытой машине на огромной скорости. Вам не бывает во время заезда холодно?

Н.Х. - Мы же хорошо разминаемся на тренировках.
Д.Т. - Знаете, если ты садишься в боб абсолютно сухой, то к финишу приедешь мокрым. И похудевшим килограмма на 1,5-2. От волнения, от перенесённых нагрузок.


Околоолимпийские игры

- Не за горами Игры в Сочи. Вы уже знаете, что представляет собой олимпийская санно-бобслейная трасса?
Д.Т. - Насколько мне известно, её проектировал канадец, который строил трассу в Ванкувере. Вроде бы в марте следующего года трасса уже должна начать функционировать. Тем более что по регламенту там до Олимпиады должны провести этап Кубка мира.

- Домашняя трасса должна обеспечить вам преимущество на Играх.

Д.Т. - По идее так и должно быть. Но нам трассу нужно обязательно «прокатать». И за два года это сделать реально.

- В каких соревнованиях будете участвовать в предстоящем сезоне?

Д.Т. - Как всегда, мы готовимся к главным стартам сезона - чемпионатам мира и Европы. И наша цель - подойти к ним в максимально лучшей форме. Будут ещё этапы Кубка мира - это рейтинговые соревнования. На них зарабатываешь очки, и чем лучше ты выступишь, тем выше твой рейтинг, и от этого зависит, каким по счёту ты поедешь на чемпионате мира.
Ф.Е. - В бобслее есть такая практика: чем раньше ты стартуешь, тем быстрее приезжаешь. Ведь лёд имеет свойство портиться. И поэтому нужно заработать как можно больше очков, чтобы стартовать как можно раньше. К примеру, в Лейк-Плэсиде такая трасса, что проедут по ней первые пять бобов - и соревнования можно заканчивать. Лёд портится, возникает сильное трение, и ты тормозишь.


От ошибок не застрахованы

- Но бобы тормозят не только от плохого льда, но и от неудачных действий экипажа...
Ф.Е. - Да, от ошибок никто не застрахован. В том числе и мы. Пример - Олимпиада в Ванкувере. В первом же заезде в «четвёрках» мы перевернулись, приехали на головах, и всё. До свидания.

- Достаётся ли тому, кто провинился?
Д.Т. - Достаётся. Но кулаками, конечно, мы не машем.
Н.Х. - У нас бобслей, а не бокс (смеётся).
Д.Т. - Но жёсткие споры, рассуждения бывают, не без этого.

- Вы часто переворачиваетесь?
Ф.Е. - Редко. В среднем раз в сезон, наверное. Кстати, любое, даже самое ничтожное падение - это микросотрясение мозга.
Д.Т. - В минувшем сезоне падений у нас не было.
Ф.Е. - Но по голове мы получаем постоянно. Боб-то на трассе трясётся. Вот мы и бьёмся о борта.

- Бытует мнение, что каждый разгоняющий мечтает стать пилотом. Правда ли это?
Д.Т. - Скажем так, каждый мечтает попробовать. Я и Коля пробовали. Интересно - сам участвуешь в процессе, а не сидишь и ждёшь. Но чтобы стать пилотом, нужно много времени. Считаю, что переквалифицироваться уже поздно.
Ф.Е. - А я просто не желаю. Слишком большая ответственность. Бац - и уронишь человека. Ему же больно.
Н.Х. - Нужно начинать с детства, когда у тебя ещё не то чувство страха, не та ответственность. Так делают в Германии - учат с самых молодых лет. Вопрос психологии - это основная причина, почему многие не становятся пилотами.
Ф.Е. - Да и зачем?! Пилотов много, а разгоняющих мало. Раньше было наоборот, а сейчас изначально все хотят стать пилотами.
Н.Х. - Пилота, кстати, знают все, а вот разгоняющих - редко. Мы - рабочие лошадки. Или, сказать иначе, те, кто таскает рояль.


Долой диету

- Для успешного выступления вы должны находиться в хорошей форме. Вы следите за питанием, сидите на диете?
Д.Т. - Для того чтобы показать высокий результат, мы не должны весить мало. У нас есть ограничения по максимальной массе снаряда и экипажа. В «двойке» это 390 кг, а в «четвёрке» - 630. И также есть ограничение по минимальной массе самого снаряда. То есть «двойка» не должна весить меньше 170 кг, а «четвёрка» - менее 210 кг. Главное, чтобы не было перевеса. После заезда обязательно происходит взвешивание, и важно за рамки не выходить. На «четвёрке» экипажу на вес отводится 420 кг. То есть по 105 кг на брата.
Ф.Е. - Но мы не рискуем, вес держим в норме.
Д.Т. - И мы не из таких людей, кто быстро поправляется. Наоборот, мы быстро худеем (смеётся).

- Когда начинается соревновательный сезон, вас по нескольку месяцев не бывает дома. Как к таким длительным отлучкам относятся ваши семьи?

Ф.Е. - Терпят.
Н.Х. - И переживают.
Д.Т. - Да, терпят. Иногда сопротивляются. Ведь видят нас редко. Зимой - так вообще почти не видят, на Новый год только.


Вместе с принцем

- Не так давно в соревнованиях по бобслею принимал участие принц Монако Альберт. Общались с ним?
Д.Т. - Да. Он классный. Но бобслей для него - хобби. Вообще раньше бобслей и скелетон были видами спорта аристократов.
Ф.Е. - Общались с Альбертом, как с вами (улыбается). Раньше летом проходили чемпионаты мира по разгону - боб-старты. Как раз в это время - в августе. И съезжались все - и принц в том числе. Но представляете: вы - президент Российской Федерации, устраиваете банкет. Но что, будете со всеми выпивать, что ли (смеётся)? Но Альберт знает всех спортсменов в лицо, сам подойдёт, поздоровается.

- Где сложнее выступать - в «двойке» или «четвёрке»?
Д.Т. - Мне больше нравится в «четвёрке».

- Почему?
Д.Т. - Ну вот коллектив сидит. С ним интересно. К тому же «четвёрка» - сложнее. Вы должны чувствовать друг друга. Здесь команда, сплочённость, всем экипажем движет единая цель, и это как-то больше заводит на какие-то подвиги. И, конечно, больше сближает.
Ф.Е. - А «двойка» - для эгоистов.
Д.Т. - На самом деле редко найдёте экипаж «четвёрки», чтобы отношения между его членами были тёплыми. Далеко не всегда бывает, чтобы все были друзьями. В основном каждый сам за себя. Но у нас - иначе.


Дела клубные

- Дмитрий и Николай уже выступают за ЦСК «Локомотив». Когда договор с клубом заключит Филипп?

Ф.Е. - Я, так сказать, кандидат (улыбается).
Д.Т. - Перспективный кандидат.

- Чем вас привлекает ЦСК «Локомотив»?
Д.Т. - Безусловно, материальная поддержка важна. Но ещё мы гордимся тем, что ходим вот в такой футболке с логотипом ОАО «РЖД». А генеральный директор ЦСК «Локомотив» Александр Попов! Четырёхкратный олимпийский чемпион. Выступать под его крылом - честь для нас. И ещё хотелось бы, чтобы наши лица на «Сапсане» когда-нибудь появились (смеётся).

- Реально ли сделать такой чисто железнодорожный экипаж?
Д.Т. - Всё реально в этой жизни - стоит только захотеть.

- Ваш пилот Александр Зубков согласится?

Д.Т. - Я думаю, да. Мы его заставим (смеётся).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >