Российское общество "Локомотив"
02.06.2013

  
Главная arrow Спорт высших достижений arrow Герои "Локомотива" arrow Директор байдарки
Директор байдарки Версия для печати Отправить на e-mail
"Гудок", Владимир Суетин   
14.06.2011
baidarka120.jpgВ год 75-летия спортивного общества «Локомотив» «Гудок» продолжает серию интервью со знаменитыми спортсменами-железнодорожниками.  На этот раз собеседник – знаменитый байдарочник, восьмикратный чемпион СССР, многократный победитель международных регат, олимпийский чемпион Мюнхена-72 (байдарка-четвёрка) Валерий Диденко.




- Валерий Антонович, почему для профессиональной карьеры вы избрали такой технически сложный, тяжёлый вид спорта, как гребля на байдарках?
- Подсказали мои школьные учителя по физкультуре Василий Фёдорович Каверин и Владимир Петрович Минаев. В конце 50-х в подмосковном посёлке Клязьма, на реке Уча, они организовали детскую байдарочную секцию, где я начал заниматься. С ними я и постигал азы «лодочного искусства».

- Как скоро вы стали «звёзды с неба хватать»?
- Первое «золото» я выиграл ещё подростком, в 1963 году, тогда я стал победителем первенства Московской области на байдарке-одиночке. Но перед этим были и купания в холодной воде, когда байдарка переворачивается. И мозоли как на руках от вёсел, так и на пятой точке.

- На уровне мастеров вы выступали только за московский «Локомотив»?
- Я начинал в Центральном спортивном клубе ВМФ. Попал туда по армейскому призыву. Но вот уже после службы выступал только за московский «Локомотив». Это были 1969-1974 годы. В «Локо» мне импонировали и товарищеские, по-настоящему доверительные отношения между партнёрами. И то внимание, которое уделяли команде тогдашний министр путей сообщения СССР Борис Павлович Бещев и председатель Центрального совета «Локомотива» Евгений Иванович Соломатин.

- Насколько успешно выступал тогда «Локомотив» в чемпионатах страны?
- На внутренней воде в 60-70-е годы соревновалось около 20 команд. Гребной «Локо» столицы имел репутацию крепкого середнячка, а борьбу за «золото» с переменным успехом вели три клубных монстра: ЦСК ВМФ, «Динамо» и «Спартак».

По подбору классных гребцов соперничать с ними нам было трудно. Но если говорить о массовой составляющей вида в обществе «Локомотив» в целом, то в этом компоненте ему не было равных. Гребной спорт тогда развивали все железные дороги страны: от Дальнего Востока до Прибалтики.

Чемпионаты же Центрального совета «Локомотива» тогда собирали не менее 150 участников. Их победители получали высокое звание мастеров спорта. Кроме того, Центральный совет ежегодно проводил по два первенства - среди юношей и девушек старшего возраста и младшего. О такой постановке дела сегодня приходится только мечтать. К моему глубокому сожалению, такой обильный на медали олимпийский вид спорта, как гребля на байдарках и каноэ, «Локомотив» сегодня не культивирует. Правда, под эгидой нашего спортивного общества в Пушкине ежегодно проходит именная регата на призы Диденко и моего наставника Каверина. Нам это, конечно, приятно. Но в перспективе хотелось бы большего...

- Каков статус именной регаты, сколько участников она собирает?
- Эти соревнования смело можно назвать смотром молодых талантов. В них традиционно участвуют не менее двух сотен юношей и девушек, все они воспитанники детско-юношеских спортивных школ Москвы и области. На речке Серебрянке в Подмосковье в своих возрастных группах в гребле на байдарках и каноэ они соревнуются не только на произвольных дистанциях, соотносящихся с их возрастом, но и на классических дистанциях. Очередная регата пройдёт в сентябре, она станет уже юбилейной - пятой.

- Давайте поговорим о пике вашей спортивной карьеры - победе на Олимпиаде в Мюнхене-72.
- Хорошо, но вначале я хотел бы рассказать о создании той золотой байдарки-четвёрки, где, кстати, выступали ещё два гребца-железнодорожника, представители киевского «Локомотива» Юрий Стеценко, Юрий Филатов и армеец Владимир Морозов. Наш экипаж родился чисто интуитивно, можно сказать, что помог случай. Впервые в этом составе мы собрались на одной из тренировок национальной команды перед чемпионатом Европы - 70 в Копенгагене.

Провели контрольный заезд. Его результатом остались довольны. После чего провели ещё один старт, но уже в присутствии главного тренера сборной СССР Александра Павловича Силаева. Тот посмотрел на нас и сказал: «Ребята, вы что, с ума сошли в таком ритме гоняться? Лодка ходит как часы. А часы - как трактор!» Так с лёгкой руки Силаева мы потом и выступали. Я под директорским, четвёртым номером, Стеценко - под вторым, Морозов - под третьим, а Филатов - загребным. В этом порядке мы победили на европейском чемпионате, выиграли «Третью предолимпийскую неделю» в Мюнхене. А затем и саму Олимпиаду-72. Там мы на дистанции 1000 м обошли серебряных призёров Игр - румын - на целый корпус.

- Почему вы назвали четвёртый номер директорским?

- Так эту позицию называют профессионалы. В этом амплуа гребец должен следить за общим ходом гонки, выбирать момент спурта, подсказывать экипажу тактику на каждом из отрезков пути.

- Если говорить о вашей спортивной карьере в целом, где вам больше всего нравилось гоняться?

- На очень красивом, живописном канале в немецком Дуйсбурге. Там в 1967-м я впервые стал чемпионом Европы (10 км) и взял «серебро» (1000 м). А в 1974-м на его «тяжёлой» воде я одержал и свою последнюю международную победу: выиграл «золото» на регате, посвящённой 50-летию Германской гребли.

- Вода «тяжёлая», а канал - любимый, фартовый? Как так?
- Так ведь и на моей родной Уче она такая же «тяжёлая», если даже не более «вязкая». По этой причине в Дуйсбурге я всегда соревновался как у себя дома, в Подмосковье.

- В гребном спорте почётны победы не только на Олимпиадах, но и на международных регатах? Сколько их в вашем активе?
- 36. Выиграл бы, наверное, и больше, но в прежние времена выезды советских гребцов были лимитированы. В год мы проводили не более четырёх стартов за пределами страны.

- Если не секрет, чем сегодня занимается знаменитый спортсмен-железнодорожник?
- Сегодня я пенсионер. Живу в своё удовольствие. Привожу в порядок дачу в подмосковной Клязьме. Зимой там катаюсь на лыжах, летом на велосипеде. Прокручиваю в памяти свои былые победы в большом спорте. Но при этом не забываю следить и за современными успехами российских гребцов. В конце мая они меня порадовали.

На одном из этапов Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ всё в том же Дуйсбурге россияне завоевали восемь золотых наград. Такого же медального фейерверка желаю им и на Играх-2012 в Лондоне.

- Сейчас много говорят о важности преемственности поколений. Вам есть кому передавать эстафету олимпийского чемпиона?
- Надеюсь, что есть. Моей любимице, старшей внучке Дарье. Не знаю, правда, станет ли она олимпийской чемпионкой, но нынешней весной в свои пять лет она выиграла турнир по плаванию (50 м вольным стилем). То есть стала лучшей среди воспитанников ДЮСШ Юго-Западного района столицы.

После чего Дашулька тут же прибежала ко мне хвалиться: «Смотри, дедуля, какую я медальку завоевала!» Я же показал внучке свои трофеи. Увидев их, она так и обомлела, сказала: «А я и не знала, что у тебя столько медалей. Вот бы мне такую коллекцию!»
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.