Российское общество "Локомотив"
02.06.2013

  
Главная arrow Спорт высших достижений arrow Велоспорт arrow Девять раз вокруг Земли
Девять раз вокруг Земли Версия для печати Отправить на e-mail
Гудок, Владимир Суетин   
12.11.2010
379800_detail-12080.gifЗа свою гоночную карьеру Юрий Каширин накрутил на велосипеде около 350 тысяч километров





Среди чемпионов и призёров Московской Олимпиады-80, которых нынешним летом чествовали в «Лужниках» по случаю её 30-летия, был и знаменитый велогонщик, представитель «Локомотива» Юрий Каширин. О своих воспоминаниях об Олимпиаде и жизни после неё Юрий Алексеевич рассказал «Гудку».

– За банкетным столом в «Лужниках» я встретился с друзьями, с которыми на Олимпиаде 30 лет назад выиграл командную шоссейную гонку на 100 км: с Олегом Логвиным, Сергеем Шелпаковым, Анатолием Яркиным. Внешне все они, естественно, повзрослели, изменились. Но по состоянию души больших перемен в них я не нашёл – в глазах у ребят увидел всё тот же молодой задор и блеск, как и после завоевания олимпийского «золота».

– Нюансы триумфального заезда обсуждали?
– Как оказалось, каждый из нас помнил только отдельные фрагменты гонки. Но если говорить о ней в целом, «золото» мы выиграли очень уверенно. Со старта наша команда на одном дыхании при лобовом ветре домчалась по Минскому шоссе до Дорохова. Там возле постамента у танка дружно развернулась «домой» и последние километры отработала автоматом, не дав никаких шансов нашим главным конкурентам – гонщикам ГДР. Восточных немцев, которые на Играх-1980 выступали в ранге чемпионов мира, мы опередили на 1 мин. 21 сек. Для шоссейников это большое преимущество.

– В каких ещё стартах вы участвовали на Олимпиаде-80?

– В индивидуальной гонке тренеры поставили нам вместе с Анатолием Яркиным задачу вывести за собой к финишу Сергея Сухорученкова и Юрия Баринова – они в этой дисциплине были лидерами сборной. Сначала на основном отрезке трассы мы шли впереди них, а потом они, сохранив силы для спурта, вышли вперёд и стали победителями. Я с Яркиным остался без медалей, зато Сухорученков выиграл «золото», Баринов – «бронзу».

– За свою гоночную карьеру сколько же всего километров вы накрутили на велосипеде?

– Прилично, около 350 тыс. Это почти девять раз вокруг экватора. После домашней Олимпиады я гонял на шоссе ещё шесть лет. За это время в составе сборной СССР был победителем и серебряным призёром чемпионатов мира, выиграл престижную международную многодневку «Молочный тур» и один из этапов любительской версии «Тур де Франс» – «Тур де Лявенир». Активную карьеру завершил победой на чемпионате мира среди железнодорожников.

– И все эти годы соревновались только на шоссе?
– Я понимаю, что под крышей велотрека на гладком полотне гоняться комфортнее. На нём ни колючий ветер в лицо не дует, ни дождь на голову не льёт. Но я по своей природе – шоссейник.

– Чем вы занимались, когда окончили выступать?
– В 1987-м Федерация велоспорта доверила мне юниорскую сборную СССР. А год спустя, после неудачной для советских велосипедистов Олимпиады в Сеуле, я стал главным тренером национальной команды по шоссейным гонкам. На этом посту, впрочем, долго не продержался. Перед Играми в Барселоне меня заменили на Николая Горелова.

– Что-то случилось?
– Да нет. Просто поразмыслив, в федерации пришли к выводу, что для должности главного тренера я ещё молод. Но я на них не обиделся, посчитав, что при позитивном отношении к жизни в ней всегда можно найти новые пути. Применение своим силам в дальнейшем я нашёл за рубежом. Сначала в Каире, где я оказывал консультативные услуги Федерации велоспорта Египта. А затем и в Канаде. Со сборными «Кленового листа» по шоссе и треку в качестве главного тренера я отработал три олимпийских цикла. Наибольшего успеха мои подопечные добились в Атланте-96. Там они завоевали пять олимпийских наград.

– Ну вот, а говорили, что вы чистый шоссейник! Канадцы всё же убедили вас работать ещё и на треке.

– Канадцы не захотели отдельно нанимать тренера на трек, вот и убедили меня тренировать и шоссейников, и гонщиков на велотреке. Там, между прочим, я занимался ещё и развитием маунтинбайка – это горный велосипед. Правда, не как тренер, а в статусе администратора национальной команды.

– А что теперь, когда вы вернулись на Родину?
– Полтора года назад я принял предложение стать директором специализированной детско-юношеской велошколы олимпийского резерва. Курировал тренировки 300 мальчишек и девчонок, собранных практически со всего Подмосковья: Дмитрова, Жуковского, Искры, Дубны и Электростали. Однако минувшей осенью после бесконечных сокращений бюджета школы работу в ней я оставил. Согласитесь, что при нулевом финансировании, когда у детских тренеров нет даже машины для сопровождения ребят на шоссе, сколько ни старайся, олимпийских чемпионов не вырастишь. А обманывать ребят, как, впрочем, и их родителей, да и себя тоже, не хочу. Сейчас я занят строительным бизнесом.

– Многие специалисты говорят о кризисном состоянии отечественного велоспорта. В том числе и знаменитый основатель питерского «Локосфинкса» Александр Кузнецов, который заявил, что две бронзовые медали наших велосипедистов на Играх в Пекине не что иное, как позор. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы выйти из этого состояния?
– Нужно создать стройную систему, которая включала бы разветвлённую по всей стране «кустовую» сеть специализированных ДЮСШ. На самой вершине пирамиды должно быть несколько профессиональных команд, а не как сегодня – одна-единственная «Катюша». И нужно постоянно подпитывать эту пирамиду достойной материальной поддержкой: государственной и спонсорской. Иных рецептов у меня нет.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >