Российское общество "Локомотив"
01.05.2013

Главная arrow СМИ arrow «Локомотив» нуждается в переменах
«Локомотив» нуждается в переменах Версия для печати Отправить на e-mail
Забайкальская магистраль, Александр Рохлин   
26.08.2010
1281574868_10-01.jpgЧто нужно сделать, чтобы вернуть железнодорожному спорту былую массовость?

Этим летом ситуация начала меняться. Доказательством чему служат два ключевых события в области корпоративного спорта – сетевое совещание в Новосибирске и внеочередная конференция «Локомотив» в Москве.

В Новосибирске о проблемах спорта и о поисках выхода из кризиса беседовали начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Олег Владимирович Дудкин, начальник отдела реализации программ в области культуры и спорта ЦСР Илья Андреевич Вдовин, исполнительный директор «Локомотив» Андрей Валерьянович Быков и директор по спорту «Локомотив» Андрей Владимирович Симонов.

– Надо честно признать, что сегодня методы управления спортивно-массовой работой в компании устарели и не приносят результата, – говорит Олег Дудкин. – Мы наблюдаем массовый отток железнодорожников из спортивных секций объектов Дирекции социальной сферы. В 2007 году их было 60 тысяч человек, в 2008 году – 45 тысяч, в прошлом году – уже 30 тысяч человек. И при этом, по всем бумажным отчётам, количество спортивных секций по сети только растёт.

Это, что называется, на поверхности. На глубине же – неутешительный факт. Идеи «Концепции и Программы развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОАО «РЖД» до 2012 года» не реализованы.

– Разработанный механизм передачи спортивных сооружений в управление обществу «Локомотив» не заработал, – говорит Андрей Быков. – До последнего времени так и не удалось найти баланс между интересами компании и спортивного общества.

– А главное, – добавляет Илья Вдовин, – что у спортивного общества не было стимулов развиваться самостоятельно. Деньги и так к ним идут от РЖД вне зависимости от качества работы.

Жизнь не обманешь. Предложенный механизм не запустился ни на одной дороге. Согласитесь, кому понравится, что в стоимость компенсируемого спортивного абонемента предлагалось включать только услугу тренера, не включая стоимость посещения самого объекта спорта…

– Сегодня, к сожалению, федеральные, дорожные, узловые соревнования между собой почти не связаны, – вступает в беседу директор по спорту «Локомотив» Андрей Симонов. – Узловые зачастую вообще носят стихийный характер. Отыщется какой-нибудь энтузиаст из числа сотрудников или неравнодушный терком – найдут денег на инвентарь, соберут народ и поехали! Вот и всё мероприятие. Это, конечно, хорошо, но – каменный век.

– Единая система планирования, бюджетирования и оценки результата, – разъясняет Олег Дудкин, – должна лечь в основу единого календаря соревнований по самым востребованным видами спорта.

Отметим, что по результатам соцопросов железнодорожники предпочитают играть в футбол, волейбол, плавать, кататься на лыжах и коньках, заниматься борьбой.

Отдельного упоминания достойны проводимые в этом году по всей стране игры «Спорт поколений-2010». Впервые игры были проведены общими усилиями Департамента соцразвития, Роспрофжел и «Локомотив» на всех уровнях – от узлового до федерального. Своей популяностью они обязаны новым, прямо скажем, экзотическим дисциплинам – петанк, флорбол, стритбол, городки, лапта…

– Цель, на мой взгляд, очень простая, – отмечает Андрей Быков. – Железнодорожник, который не умеет играть в футбол, неловко стоит на лыжах или равнодушен к плаванию, сможет поучаствовать в состязаниях, больше похожих на развлечение, – в петанке, например. Понятно, что уровень мастерства здесь не так важен. А значит, участвовать может любой. И в итоге, беспрецедентная массовость события. Мы предполагаем, что в нынешних играх примут участие более 50 тысяч человек. Ничего подобного за последние годы не наблюдалось.

В Советском Союзе в физкультурно- оздоровительном обществе «Локомотив» состоял 1 миллион 300 тысяч человек. Сегодня всего 10 тысяч. Для сравнения: в немецком железнодорожном спортивном обществе членские взносы платят 142 тысячи человек. Во Франции – 31 тысяча. Даже в крохотной Швейцарии физкультурников от «железки» лишь чуть меньше чем у нас – девять тысяч, при общей численности работников «ШвЖД» в тридцать тысяч человек. Как вернуть отечественных железнодорожников в спорт и повернуть их лицом к здоровому образу жизни? Умная пропаганда плюс выработка более эффективной системы возмещения затрат на занятия физкультурой и спортом, с обязательным приведением спортивных объектов к современным стандартам.

– Один из острейших вопросов – это привлечение сторонних инвестиций для модернизации инфраструктуры, – продолжает Олег Дудкин. – Опыт реализации подобных проектов на сегодня отсутствует. В то же время ряд объектов имеет серьёзный потенциал и может стать образцовыми спорткомплексами, способными выполнять не только социальную функцию, но и быть эффективными бизнес-единицами. Департамент разработал ряд предложений для привлечения сторонних инвестиций.

Пример – стадион «Локомотив» в Красноярске. За тридцать лет он не претерпел ни одной реконструкции, устарел и морально, и физически. Развитие его представляется возможным только комплексно. Стадион, спортивные залы, торговые площади, офисные помещения, гостиница. Доход от эксплуатации коммерческих площадей позволил бы модернизировать и содержать на должном уровне нашу спортивную инфраструктуру.

До сих пор отсутствует конструктивное взаимодействие с региональными органами власти. Железная дорога несет на своих плечах повышенную социальную нагрузку. Что называется, «за себя, и за того парня».

– Мы никак не ограничиваем в правах пользования нашими объектами людей, не имеющих отношения к железнодорожному транспорту, – замечает Илья Вдовин, – при этом не получая ни налоговых льгот, ни льгот по оплате коммунальных платежей. Сегодня объекты социальной сферы существуют в равных условиях с любыми другими объектами коммерческой недвижимости. Но стадион не может приносить доход, как торговый центр, а налог на землю – одинаковый. Этот вопрос находится в ведении региональных властей, и мы будем убеждать их, что существующий подход надо менять!

Принято решение усилить работу с региональными министерствами спорта и в части объединения ресурсов. Масштаб железнодорожных спортивных мероприятий таков, что они должны входить в календарные планы минспорттуризма РФ и местных спортивных ведомств.

Поиски выхода из критической ситуации, обсуждения и споры на новосибирском семинаре закончились появлением итогового документа. На состоявшейся в Москве внеочередной конференции «Локомотив» все новосибирские предложения были приняты за точку отсчёта. Общество перерождается: кардинально изменился состав правления, принят новый Устав и, самое главное, поставлена амбициозная цель: к 2015-му году стать спортивным обществом №1 в России. Все условия для этого созданы. И руководство РЖД дает новому «Локомотиву» зелёный свет.
 
< Пред.   След. >