Российское общество "Локомотив"
02.06.2013

  
Главная arrow Спорт высших достижений arrow Шахматы arrow Гроссмейстер Евгений Романов: шахматы - это игра. А игра должна доставлять радость
Гроссмейстер Евгений Романов: шахматы - это игра. А игра должна доставлять радость Версия для печати Отправить на e-mail
Спорт высших достижений - Шахматы
Игорь Масленников, «Спортивная жизнь России»   
05.08.2010
Евгений Романов
Евгений Романов
Сейчас 21-летний Евгений Романов считается одной из надежд шахматной России. Знающие люди отмечают его фундаментальную подготовку, умение гибко выстраивать партию - когда по классике, в другой раз в зависимости от ситуации и с риском а ля Михаил Таль. Предлагаем беседу с этим симпатичным молодым человеком, которую провёл Игорь Масленников.
-  У людей, добившихся успехов, обычно трудное детство. Как, Евгений, было у вас?
- Родился я в Калининграде в благополучной, интеллигентной семье. Папа мой, Анатолий Михайлович, юрист, а мама,
Елена Станиславовна, музыкант, член Союза композиторов России, заслуженная артистка России. Сейчас она художественный руководитель Кафедрального собора...
-  Того самого?
- Да, в этом соборе установлен один из лучших в мире органов, что прямо связано с поддержкой президента Путина. Кстати, собор располагается рядом с нашим домом, где, помимо других приятных событий, я впервые познакомился с шахматами.
-  И сколько вам было тогда?
-  Мне было три года, и я своей вознёй очень мешал папе, который много работал дома. И вот он расставил на шахматной доске фигуры, бегло показал, как они ходят, и снова занялся своими делами. И я действительно угомонился и отстал от него. Но не потому, что я, подобно четырёхлетнему Капабланке, научился с подсказки отца играть в шахматы: нет, я просто принялся сбивать фигурки щелчками и мне это очень понравилось. А через три года произошло нечто удивительное, когда я назвал все фигуры и показал, как они ходят; то есть выяснилось, что тот первый, лёгкий и единственный урок от папы каким-то странным образом отложился в моей памяти и неожиданно всплыл у меня, уже шестилетнего.
-  Этот эпизод, догадываюсь, произвёл впечатление на старших.
-Очень правильно и дальновидно поступила мама: она, имея педагогический опыт, знала, что индивидуальные занятия более эффективны, чем занятия в группе, и нашла для меня персонального наставника. Затем со мной стал заниматься Юрков Владимир Николаевич, я к нему, одному из величайших тренеров, стал ездить в Москву. Одним словом, моё раннее развитие складывалось гармонично и без сбоев, что всегда очень важно для любой шахматной карьеры.
-  Скажите, а почему вы решили выступать именно за «Локомотив»?
- Ну, во–первых, я кое–что знал из рассказов наставников о замечательных традициях спорта железнодорожников.
Родным домом для советских шахматистов, где проходили турниры самого высокого уровня, был дом культуры железнодорожников, что у трёх московских вокзалов. А совсем рядом располагался шахматный клуб «Локомотива», где шла очень активная и плодотворная работа и где было подготовлено не-мало известных шахматистов. А когда я в восемь лет выиграл соревнования в Париже, то награду вручил мне Борис Васильевич Спасский, который защищал
именно цвета «Локомотива», и этот факт тоже произвёл на меня впечатление... С того дня, кстати, я довольно часто общаюсь с Борисом Васильевичем, он очень интересный человек.
-  Итак, ваше становление как шахматиста начало складываться без каких– либо кризисов... А дальше?
-  В целом тоже вполне ровно, стал чемпионом России и мира в возрастной категории до 10 лет, потом были успехи в группе до 12 и 14лет – попал в молодёжную сборную страны, выиграл чемпионат России среди студентов, не раз выигрывал или занимал приличные места на других турнирах..
- А какое своё достиже-ние вы оцениваете особенно высоко?
-Скажу сразу-это не первое место, а четырнадцатое. Но это был взрослый турнир, и какой! Высшая лига чемпионата России 2007 года. Тогда собрались все наши лучшие шахматные силы, а мне было 18 лет и я имел всего лишь мастерское звание. Потом у меня были и другие успехи в мужских соревнованиях, но тот турнир самый значительный для меня: он дал мне новые силы и уверенность, я понял, что могу достойно играть и на таком уровне.
- А что вы считаете самым сильным своим качеством, а что, наоборот, слабостью?
-  Если честно, мне не хочется об этом говорить, всё-таки я действующий шахматист... Но если в общих чертах, то мне не хватает постоянной,
методичной и скрупулёзной работы с «отцом», то есть с тренером, который вкладывал бы в меня все силы и всю душу. И, конечно, мне не хватает участия в больших, престижных турнирах, которые тренируют нервы, дают реальную картину твоему классу и в итоге способствуют росту. У меня таких турниров не очень много, в какой–то мере я вижу объяснение этому в моей занятости. К тому же, признаться, я не аскет и не фанатик, я не уверен, что запредельная сосредоточенность очень уж помогает повышению шахматного уровня, всё–таки это игра - от неё надо получать и удовольствие, и радость.
-Нет ли в этом опасности задержаться в росте, опоздать?
-Тут я могу процитировать Ананда, действующего чемпиона мира, который сказал, что у каждого шахматиста есть свой возраст расцвета. Вот и я развиваюсь не скачками, а ровно, то есть по принципу «поспешай, не торопясь».
- Можете ли вы сказать, какими стали шахматы в последние годы - лучше или...
-Это очень разные времена, поэтому трудно сравнивать. В советскую эпоху шахматы были государственным видом спорта. А сейчас шахматами движет бизнес. Сперва деньги родителей, если они у них есть, потом деньги спонсоров, ещё кого-то. Недавно на сайте Александры Костенюк узнал о её сетованиях на отсутствие поддержки. Но она–то чемпионка мира, а каково приходится остальным.
- А есть ли у вас некий эталон в шахматах, который близок вам по стилю игры и которым вы восхищаетесь, которому подражаете?
-Да нет, кумира у меня никогда не было, не знаю - хорошо ли это. Сейчас со мной работает Дорфман Иосиф Давидович, и он научил меня брать лучшее от всех лучших шахматистов, то есть моё восхищение носит, скорее, всего практический характер.
-  Не пора ли Каспарову вернуться в шахматы, а то будет поздно.
- О, по отношению к нему ничего нельзя загадывать: его уход в политику, согласитесь, тоже стал большой неожиданностью. Одно могу сказать определённо: люди с такими характерами, как у Каспарова и Карпова, всегда будут стремиться стать лучшими в своей сфере деятельности, они чувствуют себя на своём месте только в качестве лидеров.
-  Мне представляется, что как раз Карпов, скорее, состоялся бы как политик. А Гарри Кимович очень уж эмо-ционален.
-  Сейчас, кстати, они забыли все прошлые обиды и объединились в борьбе Карпова за место президента ФИДЕ. В любом случае от борьбы штабов Карпова и Илюмжинова выигрывают только шахматы.
-А какое, скажите, у вас образование?
- Я закончил юридический факультет в Калининграде. Сейчас я продолжаю обучение в Санкт–Петербурге.
- Пошли по стопам отца?
- Да, но только моё образование с международным уклоном.
-  Вы можете вспомнить какие–то яркие эпизоды как из шахматной жизни, так и вне шахмат?
-Два года назад я играл на чемпионате России за команду Южного Урала с Анатолием Карповым и Виктором Корч-ным. Зная историю их соперничества, их личных отношений, можно было предположить, что между ними могут быть какие– то, мягко говоря, недоразумения. Ничего подобного! Они,
встречаясь, держали американскую улыбку, мало того, как шахматисты, они относились друг к другу более чем уважительно. Меня это очень и приятно удивило.
-А как могла составиться такая команда? Ладно Карпов, он родом с Урала. Но вы, и тем более Кориной, у которого вообще паспорт гражданина Швейцарии...
-У меня был контракт с Челябинской шахматной федерацией, а Виктор Львович был допущен к этому командному чемпионату по специальному приглашению - сказалось, видимо, то обстоятельство, что он часто приезжал в этот регион, оказывал какую-то помощь уральским шахматистам.
-   Это шахматы. А в жизни?
-Этот случай связан с пос-ледним переходом с летнего времени на зимнее. У меня был вылет на очень важный турнир и я проснулся немного позднее, чем надо было. Начал торопиться, и, само собой, забыл перевести часы. А тут ещё жуткая пробка на МКАДе, затем на Киевской дороге во Внуково. Я в панике: всё, опоздал, не попаду на турнир. Вбегаю в здание аэропорта и первое что слышу - объявление милым женским голосом о начале регистрации на мой рейс. Это было такое для меня облегчение, такая радость! И только тогда я понял, что причиной стало то, что я не перевёл часы, вот такая история.
-  Скажите, Евгений, а что кроме шахмат вас инте-ресует?
- Ну, прежде всего, активные виды спорта. Игра в шахматы - это сплошная статика, поэтомуя много плаваю, играю в теннис. Получаю удовольствие от солидной, классической литературы, а «Мастер и Маргарита» - это вообще моя настольная книга. В последнее время стараюсь побольше читать на английском. У меня этот язык когда–то был очень неплохим, но потом стало не хватать практического разговора, так что сейчас навёрстываю и восстанавливаю.
-  А что-то коллекционируете? Вот Анатолий Карпов, как известно, собрал коллекцию почтовых марок, говорят, просто уникальную.
- У меня довольно странный вид собирательства. После каждого рейса я оставляю себе, с разрешения стюардессы, чашечку с названием той или иной авиафирмы. А поскольку я летаю примерно 80 раз в году, то моя коллекция этих чашечек для чая или кофе уже стала большой и постоянно пополняется. Но очень уж серьёзно к этому своему хобби я не отношусь.
- А в поездах часто приходится ездить?
- Да, на все не очень длительные рейсы. Вот сейчас я как раз вернулся из Воронежа, где принял участие в турнире. В путешествии на поезде есть своя прелесть: во-первых, больше видишь, во-вторых, спокойнее.
-   Соседи по купе не предлагают поиграть в шахматы?
- Вы знаете, я не говорю о своём гроссмейстерском звании, зачем? К тому же, возвращаюсь обычно после турниров, где я и без того наигрался в шахматы.
- А если с вами в купе коллега по шахматной игре?
-  Если возникает необходимость разобрать какую-то интересную партию или ключевой фрагмент, то нам не нужна шахматная доска. Мы так - по памяти, вслепую...
-  Что ж, это ещё одно свидетельство вашего высокого уровня. Желаю вам его развивать и преумножать во славу себе и шахматной славе России!

СПРАВКА
Романов Евгений Анатольевич.
Родился в Калининграде 2 ноября 1988 года, международный гроссмейстер, член молодёжной сборной России. Тренеры - Владимир Юрков, Ратмир Холмов, Виталий Цешковский, Сергей Юферов, Юрий Балашов, Иосиф Дорфман и Валерий Попов. Выпускник юридического факультета РГУим. И. Канта.
 Достижения: в разных возрастных категориях становился чемпионом России (1998 г.), мира (1998 г.), Европы (2000, 2002 гг.). Турниры среди взрослых: Международный гроссмейстерский турнир «Кубок Балтики», 2005 г., 1 место. Международный гроссмейстерский турнир памяти В.С. Архипова, 2007г., 3 место. Финальный этап Кубка России среди молодёжи, 2007 г., 1 место. Чемпионат России среди студентов, 2008 г., 1 место. Международный супертурнир «Лиепайская рокировка», 2009 г., 1 место. Открытый Кубок Венгрии среди мужчин, 2009 г., 1 место.83-й Чемпионат Санкт-Петербурга среди
мужчин, 2010 г., 3 место.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.